Вестибулярный аппарат. нарушения симптомы, лечение у взрослых, детей, новорожденных

Заметки нейропсихолога 4. Дети с вестибулярной дисфункцией

Вестибулярный аппарат. нарушения симптомы, лечение у взрослых, детей, новорожденных

Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве

Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:

В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к  окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.

В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие.

Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия.

Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.

В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки.

Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ.

Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.

Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на развитие ребёнка.

Признаки вестибулярной дисфункции

  1. Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)
  • 1.1. Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)
  • 1.2. Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»
  • 1.3. Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним
  • 1.4. В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет
  • 1.5. Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска
  • 1.6. Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки
  • 1.7. Боится отрывать ноги от земли
  • 1.8. Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям
  • 1.9. Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной
  • 1.10. Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)
  • 1.11. В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков
  • 1.12. Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)
  • 1.13. В младенчестве не любит переворачиваний на живот
  • 1.14. Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим
  • 1.15. Боится действий, требующих хорошего равновесия
  • 1.16. Избегает быстрых или вращательных движений
  • Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)
  • 2.1. Постоянно двигается, никогда не стоит на месте
  • 2.2. Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения
  • 2.3. Обожает, когда подбрасывают вверх
  • 2.4. Может часами кружиться и не испытывать головокружения
  • 2.5. Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений
  • 2.6. Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами
  • 2.7. Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу
  • 2.8. Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью
  • 2.9. Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
  • 2.10. Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой
  • 2.11. Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)
  • Слабый мышечный тонус и/или координации
  • 3.1. Имеет слабое, «вялое» тело
  • 3.2. Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом
  • 3.3. С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)
  • 3.4. Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела
  • 3.5. Быстро устаёт
  • 3.6. Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы
  • 3.7. С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
  • 3.8. С трудом удерживает равновесие при начале падения
  • 3.9. С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы
  • 3.10. Не ползал в младенчестве
  • 3.11. Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок
  • 3.12. Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.)
  • 3.13. Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.
  • 3.14. Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д.  Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет
  • 3.15. Испытывает трудности при лизании мороженого
  • 3.16. Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для  перешагивания через препятствие
  • 3.17. Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные  движения

Если Вы определили у Вашего ребенка признака вестибулярной дисфункции, то Вам необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист-нейропсихолог при помощи специальной двигательной корреционной программы поможет Вашему ребенку.

Примеры приспособлений для коррекции работы вестибулярного аппарата, которое можно использовать в домашних условиях::

балансировочная доска:

Балансировочный стул:

фитболы:

Конус

Бочка

Источник: https://www.b17.ru/blog/deti_s_vestibulyarnoi_disfunkciei/

Возможно, что у вашего ребенка нарушение равновесия

Вестибулярный аппарат. нарушения симптомы, лечение у взрослых, детей, новорожденных

Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:

  • В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к  окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.
  • В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие. Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.
  • В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ. Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.

Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на равновесие.

Симптомы

В зависимости от типа расстройства и от того, чем оно вызвано, симптомы могут варьироваться от ребенка к ребенку. Некоторые дети могут столкнуться с настолько серьезными симптомами, что это затрудняет их жизнь. Другие могут иметь только легкие симптомы, которые протекают почти незаметно.

В целом, однако, дети с нарушением равновесия испытывают симптомы неустойчивости – чувство «опьянения», которое затрудняет ходьбу, вызывает сложности с поворачиванием за углы, падения. Ребенок может натыкаться на вещи, спотыкаться.

Кроме того, дети могут ходить, широко расставив ноги, или не в состоянии ходить без пошатывания. Прогулки в темноте или по неровной поверхности могут стать очень затруднительными. Все это вызывает ощущение, что ребенок неуклюжий и нескоординированный.

Другой распространенный симптом нарушения равновесия – головокружение. Большинство людей ощущают это как  завихрение пространства, вращение комнаты или движение в положении сидя или стоя на месте. Но дети могут описать это чувство, как будто они плавают, качаются или катаются на карусели. Дети также могут чувствовать головокружение или испытывать чувство дезориентации.

Нарушения равновесия могут также вызвать проблемы со зрением. Дети могут видеть изображения  скачущими или размытыми, когда они двигают головой. Такое явление называется осциллопсией и может очень затруднить письмо и чтение.

Симптомы также могут включать:

  • Непроизвольные движения глаз (нистагм).
  • Чувство дискомфорта при взгляде на блики солнца, на лампочки (особенно флуоресцентные, мигающие или движущиеся).
  • Дискомфорт в таких ситуациях, которые несут визуальную нагрузку – очереди, толпы, интенсивное уличное движение.
  • Нарушение восприятия глубины, которые могут повлиять на взаимосвязь глаз-рука или глаз-нога (затрудняет такие движение, как поймать мяч или ударить по нему).
  • Нарушение равновесия может также повлиять на слух. Звук может казаться приглушенным, особенно в условиях фонового шума. Дети также могут иметь такие беспокоящие симптомы, как боль в ухе, давление или чувство «наполненности» в ушах, звон или другие фантомные звуки (жужжание, гудение, свист и т.д.)

Такого рода симптомы нарушения равновесия могут принести реальный ущерб ребенку – физический и эмоциональный – и вызвать другие симптомы, такие как:

  • Частые головные боли или мигрень.
  • Тошнота, рвота, диарея.
  • Укачивание (например, в автомобиле)
  • Изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления.
  • Утомляемость.
  • Приступы.
  • Страх, тревога или паника.
  • Депрессия.

Конечно, указанные симптомы, которые включают в себя затруднения в движениях, слабое зрение и слух – это то, с чем ребенок живет изо дня в день. И они могут повлиять на его успеваемость в школе или детском саду.

Нарушения равновесия могут привести к проблемам с памятью, концентрацией внимания и со следованием указаниям учителя. Детям может быть тяжело услышать учителя или сосредоточиться на учебнике или доске.

И, возможно, занятия в гимнастическом зале или на стадионе принесут им разочарование.

Иногда может показаться, что дети с расстройством равновесия ленятся или не обращают внимания на указания, или не стараются в школе. Вероятно, самое тяжелое для таких детей – чувствовать, что они пытаются сделать как можно лучше вещи, которые они хотят сделать, но у них не получается. И они сами не понимают, почему.

Виды нарушения равновесия

Несмотря на то, что расстройства равновесия не являются распространенными среди детей (возможно потому, что их симптомы тяжело заметить), чаще всего диагностируются вестибулярные состояния, такие как:

  • Доброкачественная пароксизмальная кривошея младенчества, которая обычно начинается в первые 6 месяцев жизни ребенка. Кривошея означает буквально «кривая шея» и дети с этим заболеванием, как правило, держат голову с наклоном из-за чувства головокружения. У них также может быть головная боль, рвота. Такие дети выглядят бледными, кажутся излишне суетливыми и имеют ковыляющую походку. У некоторых также может быть ДПГ (доброкачественное пароксизмальное головокружение).
  • Доброкачественное пароксизмальное головокружение детства  — нарушение, при котором жидкость или микроскопические частицы отделяются и создают давление в ухе. Это вызывает головокружение, которое возникает внезапно (чаще всего при быстрых движениях головы) и исчезает в течение нескольких минут. Дети могут пугаться этого состояния, также может начаться тошнота, рвота, непроизвольные движения глаз или головная боль. ДПГ, которое обычно поражает детей в возрасте от 2 до 12 лет, может пройти самостоятельно по мере роста ребенка, но может и продолжаться в виде мигреней, связанных с головокружением.
  • Вестибулярный неврит – инфекция, которая вызывает воспаление вестибулярного нерва, – может привести к внезапным головокружениям, тошноте, рвоте, непроизвольным движениям глаз.
  • Внутренний отит может быть вызван вирусной (реже бактериальной) инфекцией и стать причиной внезапных головокружений, шума в ушах и временной потери слуха у некоторых детей.

Другие заболевания становятся причиной нарушения равновесия гораздо реже.

Например, свищ перилимфа является аномалией (часто разрыв или дефект) связи между внутренним и средним ухом, что может  вызвать головокружение, неустойчивость, потерю слуха и давление в ухе.

Расстройства во внутреннем ухе называются болезнью Меньера, которая может вызывать шум в ушах, потерю слуха, чувство наполненности в ушах и длительные приступы головокружения, которые могут продолжаться от 30 минут до часа и больше.

Причины

Врачи не всегда могут точно определить причину нарушения равновесия. Но вызвать эти нарушения может большое количество причин. Это:

  • Травмы уха, шеи или головы;
  • Ототоксичность (при применении некоторых лекарственных препаратов, в том числе антибиотиков и химиотерапевтических препаратов, может возникнуть повреждение внутреннего уха);
  • Мигрени;
  • Потеря слуха;
  • Хронические инфекции среднего уха (средний отит);
  • Другие инфекции (например, простуда, грипп, менингит, корь, свинка, краснуха);
  • Депрессия;
  • Злоупотребление алкоголем;
  • Укачивание в движении или чувствительность к движению;
  • Эпилепсия.

Дети, в семьях которых были случаи потери слуха или вестибулярные проблемы, более склонны к нарушению равновесия.

Диагностика

Обнаружение и диагностика расстройств равновесия у детей может быть осложнена. К сожалению, многие дети с проблемами равновесия настолько маленькие, что они не могут описать, что они чувствуют во время определенных обследований. И родителям часто кажется, что ребенок просто неуклюжий и суетливый.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть проблемы с равновесием, обратитесь к врачу, который проведет обследование и проведет анализ симптомов, исходя из истории болезни. Если врач считает, что равновесие у ребенка нарушено, он может  направить вас к отоларингологу.

Обследование может включать:

  • Получение изображений, таких как МРТ или КТ.
  • Тесты моторных функций, чтобы оценить крупную и мелкую моторику.
  • Поведенческие тесты слуха. Они включают в себя тщательное наблюдение за реакцией ребенка на звуки чистых тонов.
  • Тест на отоаккустическую эмиссию. Крошечный датчик помещается в слуховой канал, затем генерируются акустические импульсные сигналы, и фиксируется «эхо», которым отвечают клетки внутреннего уха. Данный тест, как правило, используется для младенцев и маленьких детей.
  • Электронистагмография. Для оценки равновесия вокруг глаз располагают электроды и ребенка просят сфокусировать взгляд на каком-либо объекте, либо в наружный слуховой проход подается холодная или горячая вода, и  компьютер регистрирует непроизвольные движения глаз. Также врач может манипулировать движениями головы ребенка, чтобы наблюдать непроизвольное движение глаз.
  • нистагмография. Этот тест похож на предыдущий, но ребенок должен сфокусироваться на объекте, надев при этом специальные очки, записывающие видеосигнал. В этом случае непроизвольные движения глаз регистрируются при переменной подаче теплого и холодного воздуха в слуховой канал.
  • Тест на акустические вызванные потенциалы мозга. Миниатюрные наушники помещаются в ушной канал. Щелчкообразные звуки проходят через наушники и специальные электроды измеряют реакцию нервов на эти звуки.
  • Тест на вестибулярный вызванный миогенный потенциал. Этот довольно новый тест оценивает те части внутреннего уха, которые не могут быть оценены с помощью описанных выше тестов. Наушники помещают в слуховой проход и в каждый из них подаются громкие щелчки. Электроды, установленные на голове и шее ребенка, регистрируют реакцию на щелчки – рефлекторные сжимания мышц шеи.
  • Постурография. Этот тест оценивает способность ребенка балансировать, стоя на стабильной или подвижной платформе.
  • Опрос по проблемам с равновесием. Детям, которые уже достаточно взрослые, чтобы описать свое состояние, задаются вопросы о степени головокружения, которое он пережил в течение дня, при выполнении различных видов деятельности.

Лечение

Дети часто могут просто перерасти некоторые расстройства  равновесия. Например, ДПГ детства и кривошея младенчества обычно проходят без лечения к достижению ребенком возраста пяти лет. Лабиринтит и вестибулярный неврит также часто исчезают сами по себе.

Тем не менее, врачи могут облегчить проявления нарушений и сделать жизнь ребенка намного легче посредством реабилитации, а иногда терапии или хирургии.

Детям со значительной потерей слуха, которая влияет на их равновесие, возможно,  потребуется одно или несколько вмешательств:

  • Слуховой аппарат (который носится в ухе или за ухом и усиливает звуки).
  • Фономоделирующие системы (специальные устройства, которые блокируют фоновый шум).
  • Кохлеарный имплантат (имплантируется устройство, которое помогает преодолеть проблемы во внутреннем ухе или улитке).
  • Слуховая терапия с отоларингологом (которая использует музыку и звуки, чтобы помочь детям адаптироваться к их слуху и равновесию).

Когда обращаться к врачу

Важно помнить, что хотя такие симптомы, как головокружение и неуклюжесть являются общими признаками расстройства равновесия, они не обязательно сигнализируют о нарушении баланса или любого другого хронического состояния.

Например, для детей является совершенно нормальным испытывать чувство неустойчивости при обезвоживании или если они слишком резко принимают вертикальное положение.

И многие дети иногда спотыкаются и падают, особенно в младшем возрасте, когда учатся ходить, или дошкольники, которые только привыкают к движениям своего тела.

Однако если вы замечаете регулярно один или несколько симптомов, которые могут быть симптомами нарушения равновесия, будет хорошей идеей посетить врача, чтобы узнать, что происходит. Своевременная диагностика и лечение может помочь детям правильно развиваться, становиться более устойчивыми и скоординированными и просто полноценно жить и хорошо чувствовать себя физически и эмоционально.

Источник: https://sensoricinru.wordpress.com/2012/07/13/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD/

Вестибулярный аппарат у детей — как разглядеть проблемы

Вестибулярный аппарат. нарушения симптомы, лечение у взрослых, детей, новорожденных

Когда вы думаете о равновесии, вам даже не приходит в голову, какую роль в этом играют уши, глаза, суставы, мышцы. Все они работают вместе, чтобы поддерживать нас в устойчивом вертикальном положении.

Когда одна или больше из этих систем находятся в неисправном состоянии, могут возникнуть трудности в повседневной жизни.

Самые простые вещи – например, езда на велосипеде, ходьба, успеваемость в школе, могут стать трудновыполнимыми и привести к расстройству.

Нарушения равновесия считаются редкими у детей, но они могут недооцениваться. Симптомы этого нарушения могут искажаться или быть выпущенными из вида. Но решение проблем с нарушением равновесия у детей может продвинуть их жизнь далеко вперед, развив их умение играть, учиться и чувствовать себя здоровыми и счастливыми.
Симптомы нарушения равновесия

В зависимости от типа расстройства и от того, чем оно вызвано, симптомы могут варьироваться от ребенка к ребенку. Некоторые дети могут столкнуться с настолько серьезными симптомами, что это затрудняет их жизнь. Другие могут иметь только легкие симптомы, которые протекают почти незаметно.

В целом, однако, дети с нарушением равновесия испытывают симптомы неустойчивости – чувство «опьянения», которое затрудняет ходьбу, вызывает сложности с поворачиванием за углы, падения. Ребенок может натыкаться на вещи, спотыкаться.

Кроме того, дети могут ходить, широко расставив ноги, или не в состоянии ходить без пошатывания. Прогулки в темноте или по неровной поверхности могут стать очень затруднительными. Все это вызывает ощущение, что ребенок неуклюжий и нескоординированный.

Другой распространенный симптом нарушения равновесия – головокружение. Большинство людей ощущают это как завихрение пространства, вращение комнаты или движение в положении сидя или стоя на месте. Но дети могут описать это чувство, как будто они плавают, качаются или катаются на карусели. Дети также могут чувствовать головокружение или испытывать чувство дезориентации.

Нарушения равновесия могут также вызвать проблемы со зрением. Дети могут видеть изображения скачущими или размытыми, когда они двигают головой. Такое явление называется осциллопсией и может очень затруднить письмо и чтение.

Симптомы также могут включать:

Непроизвольные движения глаз (нистагм). Чувство дискомфорта при взгляде на блики солнца, на лампочки (особенно флуоресцентные, мигающие или движущиеся). Дискомфорт в таких ситуациях, которые несут визуальную нагрузку – очереди, толпы, интенсивное уличное движение.

Нарушение восприятия глубины, которые могут повлиять на взаимосвязь глаз-рука или глаз-нога (затрудняет такие движение, как поймать мяч или ударить по нему).

Нарушение равновесия может также повлиять на слух. Звук может казаться приглушенным, особенно в условиях фонового шума.

Дети также могут иметь такие беспокоящие симптомы, как боль в ухе, давление или чувство «наполненности» в ушах, звон или другие фантомные звуки (жужжание, гудение, свист и т.д.)

Такого рода симптомы нарушения равновесия могут принести реальный ущерб ребенку – физический и эмоциональный – и вызвать другие симптомы, такие как:

Частые головные боли или мигрень. Тошнота, рвота, диарея. Укачивание (например, в автомобиле) Изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Утомляемость. Приступы. Страх, тревога или паника.

Депрессия.

Конечно, указанные симптомы, которые включают в себя затруднения в движениях, слабое зрение и слух – это то, с чем ребенок живет изо дня в день. И они могут повлиять на его успеваемость в школе или детском саду.

Нарушения равновесия могут привести к проблемам с памятью, концентрацией внимания и со следованием указаниям учителя. Детям может быть тяжело услышать учителя или сосредоточиться на учебнике или доске.

И, возможно, занятия в гимнастическом зале или на стадионе принесут им разочарование.

Иногда может показаться, что дети с расстройством равновесия ленятся или не обращают внимания на указания, или не стараются в школе. Вероятно, самое тяжелое для таких детей – чувствовать, что они пытаются сделать как можно лучше вещи, которые они хотят сделать, но у них не получается. И они сами не понимают, почему.
Виды нарушения равновесия

Несмотря на то, что расстройства равновесия не являются распространенными среди детей (возможно потому, что их симптомы тяжело заметить), чаще всего диагностируются вестибулярные состояния, такие как:

Доброкачественная пароксизмальная кривошея младенчества, которая обычно начинается в первые 6 месяцев жизни ребенка. Кривошея означает буквально «кривая шея» и дети с этим заболеванием, как правило, держат голову с наклоном из-за чувства головокружения. У них также может быть головная боль, рвота.

Такие дети выглядят бледными, кажутся излишне суетливыми и имеют ковыляющую походку. У некоторых также может быть ДПГ (доброкачественное пароксизмальное головокружение). Доброкачественное пароксизмальное головокружение детства — нарушение, при котором жидкость или микроскопические частицы отделяются и создают давление в ухе.

Это вызывает головокружение, которое возникает внезапно (чаще всего при быстрых движениях головы) и исчезает в течение нескольких минут. Дети могут пугаться этого состояния, также может начаться тошнота, рвота, непроизвольные движения глаз или головная боль.

ДПГ, которое обычно поражает детей в возрасте от 2 до 12 лет, может пройти самостоятельно по мере роста ребенка, но может и продолжаться в виде мигреней, связанных с головокружением.

Вестибулярный неврит – инфекция, которая вызывает воспаление вестибулярного нерва, – может привести к внезапным головокружениям, тошноте, рвоте, непроизвольным движениям глаз.

Внутренний отит может быть вызван вирусной (реже бактериальной) инфекцией и стать причиной внезапных головокружений, шума в ушах и временной потери слуха у некоторых детей.

Другие заболевания становятся причиной нарушения равновесия гораздо реже

Источник: http://nachild.com/vestibulyarnyj-apparat-u-detej-kak-razglyadet-problemy/

Нарушение работы вестибулярного аппарата у ребенка: причины, симптомы, лечение

Вестибулярный аппарат. нарушения симптомы, лечение у взрослых, детей, новорожденных

Слаженная работа органов равновесия относится к числу механорецепторных систем. Вестибулярный аппарат и соответствующие части мозга образуют вестибулярный анализатор, который при помощи других систем организма контролирует любые перемещения тела в пространстве.

Функции

Важнейшей частью этой системы является вестибулярный аппарат, расположенный во внутреннем ухе. Он отвечает за поддержание равновесия, чутко реагируя на изменение положения головы. Преобразуя линейные и угловые ускорения в нервные сигналы, вестибулярный аппарат координируют работу мышц, позволяя телу ориентироваться в пространстве.

Нарушения вестибулярного аппарата

Сбои в работе вестибулярного аппарата приводят к дезориентации и потере тактильной чувствительности, что нарушает согласованную работу всей системы. Мозг начинает получать противоречащие друг другу сигналы, что и приводит к характерным признакам нарушений.

Медикаментозно

  • Антихолинергические препараты (предотвращают головокружение).
  • Антигистаминные таблетки (расширяют сосуды, помогают при отёках).
  • Противорвотные лекарства.

Народными средствами

  • Уксусно — медовый напиток (ложка мёда, 20 мл яблочного уксуса, 200 мг кипящей воды).
  • Морская капуста (в измельчённом виде принимать по ложке два раза в день).
  • Подорожник (запарить высушенные листья кипятком и настоять около часа, можно добавить мёд).
  • Имбирь (помогает при головокружении).
  • Смесь касторового масла с маслами пихты и можжевельника (при приступе нюхают эту смесь и смазывают ею виски).
  • Настой из сухоцветов (липовый цвет, листья мяты и корни белого пиона).
  • Сок из моркови, свёклы и граната.
  • Отвар из крапивы с добавлением яблочного сока.

Лечение нарушений вестибулярного аппарата народными средствами

Хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения используются при тяжёлых формах болезней внутреннего уха и при дальнейшей нецелесообразности консервативного лечения.

Последствия оперативных вмешательств могут быть непредсказуемыми. Возможны нарушения слуха, мимики лица, усиление ушного шума, инфекции и гематомы.

Физиотерапия и спорт

Среди физиотерапевтических методов хорошо зарекомендовало себя лечение разными видами электрического тока:

  • Гальванизация
  • Ионтофорез
  • Фарадизация
  • Коротковолновая диатермия

Для тренировки вестибулярного аппарата разработана специальная гимнастика, основанная на несложных упражнениях, базирующихся на поворотах головы и туловища.

Катание на каруселях хорошо тренирует вестибулярный аппарат у детей.

Практически любой вид спорта и активного отдыха улучшает координацию движений, но при травмах головы спортивные мероприятия противопоказаны.

Тренировка вестибулярного аппарата

Возможные осложнения

Наличие проблем с вестибулярным аппаратом — это чаще всего лишь следствие развития серьёзной болезни. Выявить причину крайне важно на начальной стадии её развития. Это поможет избежать последующих осложнений и упростит процедуру лечения.

Игнорирование симптомов может привести не только к осложнениям текущих заболеваний, но и к возникновению новых проблем со здоровьем. Ушные каналы напрямую связаны с мозгом и системой кровообращения.

Нарушения вестибулярного аппарат являются симптомом Болезни Меньера, подробнее о патологии в нашем видео:

Прогноз

Успешность лечения зависит от сложности и степени тяжести основного заболевания, вызвавшего нарушения вестибулярного аппарата.

Системный подход к диагностике и лечению увеличивает шансы на успех. Однако, определить истинную причину нарушений не всегда возможно, что осложняет выбор правильного лечения. Только после проведения тщательной диагностики врач может дать более точный прогноз о сроках и возможностях лечения.

Профилактика

  • Тренировка вестибулярного аппарата;
  • Занятия спортом;
  • Активный образ жизни;
  • Курсы сосудистых препаратов;
  • Контроль уровня холестерина;
  • Использование индивидуальных средств защиты на предприятиях с повышенной вредностью;
  • Обращение к отоларингологу при появлении первых симптомов нарушений.

Источник: http://gidmed.com/otorinolarintologija/obshhie-svedeniya-ot/narusheniya-vestibulyarnogo.html

Нарушение вестибулярного аппарата симптомы

Вестибулярный аппарат. нарушения симптомы, лечение у взрослых, детей, новорожденных
Радистка Кэт

Характеристика нейропсихологических синдромов,или как определить к какой частью мозга ” что-то не та

В последнее время стала замечать,что все больше мамочек начинают проявлять интерес к нейропсихологии,да и я со своим ребенком тоже занимаюсь по программе нейропсихолога. Очень важно,это конечно,выявить в какой части мозга что-то пошло не так.

Когда нам сказали в чем проблема( а у нас синдром дефицитарности подкорковых образований), я полезла в интернет читать по этой теме и нашла эту табличку.В нашем случае диагноз поставленный нейропсихологом,и то,что я прочла в табличке,полностью совпало.Признак синдрома у нас присутствуют где-то на 80 процентов.

Так что табличка достаточно… Читать далее →

Людмила

Укачивание

На днях спрашивала совета и помощи у тех, кого не миновало укачивание. Очень много ответов получила, спасибо !!!И тем не менее остались вопросы…Изрядно порывшись в интернете, собрала информацию, может кому-то еще пригодится.

Ссылки на сайты не вставляла – элементарно не знаю можно это делать или нет, да и при желании и правильно введенном запросе их можно найти за секунды.

Симптомы и признаки укачиванияПриступ укачивания обычно развивается в несколько этапов: cначала путешественник ощущает неопределенное чувство внутреннего дискомфорта, которое… Читать далее →

виктория

как с помошь творчества поправить свое здоровье

Как с помощью творчества поправить свое здоровье? 😉 Читать далее →

Катя Радость

Cлинги, коляски и стресс. Что лучше: горизонтальное или вертикальное положение для новорожденного Ч2

Вертикальное ношение ребенка способствует его физическомуразвитию При вертикальном ношении мышцы ребенка лучше развиваются, он учится контролировать моторныенавыки, держать свое тело.

Когда мать идёт, останавливается, илиповорачивается, мышцы малыша работают и учатся справляться с силой тяжести иудерживать равновесие.

Сила тяжести – положительный фактор в развитии детей,который позволяет им с раннего возраста учиться держать голову и удерживатьсвое тело в равновесии… Читать далее →

Календарь развития ребенка

Мы расскажем вам реальные истории наших мамочек, которые прошли через это или проходят прямо сейчас!

Женни

Исцеление наших детей с проблемами внимания, обучения и эмоциональными проблемами

Вот какой заслуживающий внимания сайт и статью я нашла в поиске методов, исключающих прием лекарственных средств при коррекции симптомов, схожих с СДВГ и подобным им.

И да, как во множестве альтернативных источников, здесь также, хоть и опосредованно, речь о БГБК диете, о важности отсутствия быстрых сахаров в питании, о плавном и спокойном развитии ребенка в своем темпе и прочем.”Наше общество до сих пор подвержено эпидемиям.

Наряду с этим все больше и больше детей получают различные “диагнозы”.Такие, например, как… Читать далее →

Алиса

ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА: ЖЕНСКИЕ ИМЕНА И БОЛЕЗНИ

Мнительные обладательницы этих популярных имен, не стоит «примерять» все недуги на себяАЛЕКСАНДРАС раннего детства имеет склонность к заболеваниям верхних дыхательных путей: от кашля до бронхита.

Обладательницам этого имени стоит внимательно следить за своим рационом одна из частых проблем Саш – беспорядочное питание. В их хрупком теле заключена неуемная энергия, которой необходим выход с помощью физических упражнений.

«Весенние» Александры – легко возбудимы, им стоит поберечь свои нервы и не устраивать столь частые истерики. У «летних» – слабый иммунитет. «Зимние»… Читать далее →

Логопедия и дефектология, психология . Логокроха

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

клюковка

сенсорная интеграция 2

*************** Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблеми связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Примером того, что у мозга бывают проблемы с интерпретацией сенсорного ввода может послужить привыкание к новым очкам или линзам.

Кто хоть раз испытал от такой малости усталость или даже головную боль, имеет представление. Сенсорная интеграция может заинтересовать людей, которым знакома непереносимость некоторых тканей, текстур еды, звуков, таких воздействий как езда, качание на качелях.

Или которым, напротив, хорошо знакомо состояние, когда надо потереть… Читать далее →

Лилия

Жаропонижающие (парацетамол, аспирин, анальгин, нурофен, терафлю) и другие симптоматические средства

Сначала сразу очертим температурные рамки, при которых необходим прием жаропонижающих препаратов: Читать далее →

Ольга

Что бы я сделал, если бы был родителем аутичного ребенка

Что бы я сделал, если бы был родителем аутичного ребенка: рекомендации, основанные на 30-летнем опыте и исследованияхАвтор Стивен М. Эдельсон Читать далее →

Взаимодействие в работе ортодонта и логопеда

 Взаимодействие в работе ортодонта и логопеда Магазин ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ // СТАТЬИ // Ортодонтические трейнеры и вестибулярные пластины // Взаимодействие в работе ортодонта и логопеда Читать далее →

Yulia

Cлинги, кенгуру и коляски. Что лучше: горизонтальное или вертикальное положение в для новорожденного

Автор – Элизабет Антуновик (2008, NAP Inc.)Перевод – Мигулина Вероника (2010, Томск)ВведениеПо мнению большинства европейских педиатров, младенцу полагается лежать горизонтально в коляске, его не надо носить на руках, чтобы избежать нагрузки на его еще слабый организм.

Однако, ситуация, когда ребёнок лежит один в коляске, является для него стрессовой физически и эмоционально, и может даже замедлять его развитие. Ношение вертикально с правильной поддержкой для ног не только не вредно, но и полезно. Вертикальное ношение оптимально для физического, эмоционального…

Читать далее →

Екатерина

30 шагов к молодости

Предлагаем вам 30 простых, но эффективных советов, которые помогут сохранить ваши здоровье и молодость на долгие годы. Эти советы следует применять каждый день.1.

ДвигайтесьЕжедневная получасовая физическая активность значительно снизит биологический возраст. Занятия около 200 минут в неделю сделают вас моложе на 10 лет. 2.

Запекайте рыбуЛучше есть печеную или вареную рыбу, чтобы не терялись ценные жирные кислоты омега 3, содержащиеся в жирных сортах рыбы… Читать далее →

заикание 1

ЗаиканиеЗаикание – это отсутствие информации о том, что такое заикание. Казимир Маркович Дубровский Читать далее →

Как помочь ребёнку – аутисту.

 Как помочь ребенку-аутисту. Как помочь ребенку-аутистуЭтих детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Дети, которые не могут найти связь с внешним миром.

Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие.   О том, что с их ребенком, что-то не так, родители начинают подозревать, когда ребенок – аутист еще совсем маленький. В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте 2 мес.,…

Читать далее →

Глазастик Финч

Cлинги, кенгуру и коляски. Что лучше: горизонтальное или вертикальное положение в для новорожденного

Автор – Элизабет Антуновик (2008, NAP Inc.)Перевод – Мигулина Вероника (2010, Томск)Введение По мнению большинства европейских педиатров, младенцу полагается лежать горизонтально в коляске, его не надо носить на руках, чтобы избежать нагрузки на его еще слабый организм.

Однако, ситуация, когда ребёнок лежит один в коляске, является для него стрессовой физически и эмоционально, и может даже замедлять его развитие. Ношение вертикально с правильной поддержкой для ног не только не вредно, но и полезно. Вертикальное ношение оптимально для физического, эмоционального…

Читать далее →

Синди

Кому нужно, чтобы Вы купили кроватку и коляску, Вам или производителям?

Вы можете ответить на вопрос: “Кому нужно, чтобы Вы купили кроватку и коляску, Вам или производителям?” Читать далее →

Синди

Любишь секс, люби и дитя в слинге носить!

Ниже статья, но от себя скажу, что все приспособления для родителей призваны облегчить им жизнь. Как правило почти все приспособления эти неэргономичны и вредят ребёнку… Читать далее →

Синди

Кому нужно, чтобы Вы купили кроватку и коляску, Вам или производителям?

Вы можете ответить на вопрос: “Кому нужно, чтобы Вы купили кроватку и коляску, Вам или производителям?” Читать далее →

Яна

Про отит….

Отит у малыша! Что делать? Читать далее →

Вика (м Выхино)

Поверь в свое дитя Сесиль Лупан

Моим родителям и детям -Тому, без кого не было бы этой книги, так как не было бы любви, поддержки и ребенкаПеревод с французского Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис Читать далее →

Поверь в свое дитя Сесиль Лупан (стащила у Вики почитать на досуге)

Моим родителям и детям -Тому, без кого не было бы этой книги, так как не было бы любви, поддержки и ребенкаПеревод с французского Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис Читать далее →

Ульяна

Флавиан. Восхождение (книга третья)

Флавиан. ВосхождениеПастырям добрым, души свои полагающим за «овцы», с любовью посвящается Читать далее →

PRINTEMPS

Упал с кровати и ударился головой.

Головной мозг – святая святых организма, – казалось бы, прочно защищен костями черепа. Но именно черепная коробка при травме чаще всего служит причиной повреждения мозга.

Как известно, между костями черепа и мозгом находятся мозговые оболочки и специальная жидкость – ликвор, дополнительно защищающая мозг. Во время удара головой мозг по инерции продолжает движение, то есть перемещается внутри черепной коробки, резко наталкиваясь на кости черепа.

Ликвор гасит это движение, но далеко не всегда. А при сильной травме, если налицо перелом костей черепа… Читать далее →

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/narushenie-vestibulyarnogo-apparata-simptomy

НетБолезней
Добавить комментарий